суббота, 16 января 2016 г.

"Девочка с персиками"

На днях я увидела в новостях сюжет об аншлаге выставки Валентина Серова, приуроченной к 150-летию со дня рождения, которая проходит в Москве в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу с 07 октября 2015 - по 24 января 2016.

И тут я вспомнила одну маленькую историю, одну встречу, которая у меня произошла в Гаграх в начале октября прошлого года. Причем тут "Девочка с персиками" спросите вы? А при том, что эта встреча произошла в одном старом Абхазском дворике на фоне старой репродукции знаменитой картины нашего русского художника Валентина Серова "Девочка с персиками".









В начале октября мы, отдыхая в Сочи, решили съездить на один день в Абхазию. Мы уже были там годом ранее. Однодневное путешествие на машине тогда было очень насыщенным. Мы посетили мужской Новоафонский монастырь, побывали в крупнейшей Новоафонской пещере, искупались в горячих минеральных источниках, приняли грязевые ванны, на центральном местном рынке в Гаграх съели горячие, при нас же сделанные и испеченные, чебуреки.

И так нам понравились те чебуреки, что снова приехав в Гагры в этом году, на обратном пути домой после посещения озера Рицца и дачи Сталина, мы снова заехали на этот рынок и были рады увидеть ту же семью в торговой лавке, которая нам снова сделала и испекла их фирменные чебуреки. Они были очень большие и очень вкусные, горячие, с хрустящей корочкой. Мы взяли по два чебурека и отошли в сторонку к одному из домов, где была припаркована наша машина. Тут же решили и съесть их.

Рядом у экскурсионной стойки стояла девушка. Она дала нам время посмаковать и насладиться вкусным перекусом, а потом предложила ознакомиться с ее экскурсиями. Мы сказали, что путешествуем сами по себе, много где уже побывали, но нас интересует информация, сколько сейчас стоит номер в сутки в частном секторе или гостинице в этом районе. Она дала нам исчерпывающий ответ и пригласила заглянуть в частный дом ее бабушки, посмотреть как обустроены комнаты, тут же за забором, где ее армянская семья сдает комнаты отдыхающим.

Мы прошлись по дому, кругом чистота и порядок. Помню, как бросились в глаза белоснежные наволочки на подушках. Гордость их семьи - личный дворик, место отдыха, где зелено, тихо и уютно, где можно посидеть за столом или на мягких качелях у небольшого фонтана. Тут же во дворике под навесом расположена открытая кухня, где отдыхающие сами могут приготовить себе еду. Вдоль стены расположился старинный буфет, которому, как позже выяснилось, уже более 100 лет. В стороне стоял старинный большой самовар, создавая атмосферу. На стене под часами висела небольшая репродукция картины В.Серова "Девочка с персиками". Я, как только ее увидела, сразу это отметила вслух, сказав, что моя мама очень любит эту картину.


Здесь же во дворике за большим столом сидела моложавая женщина и чистила картошку. Это была мама той девушки, что привела нас. Красивая, статная, стройная, черноволосая, с ясным добрым чернооким взглядом. Мне она сразу понравилась. Мы познакомились. Ее звали Эдна. И почему-то одновременно все вместе мы искренне обрадовались нашей встрече и знакомству. Помню, что она спросила тогда у дочки, где она нашла таких позитивных отдыхающих. Я тогда удивилась, спросив, что разве отдыхающие не все такие? Она сказала, что нет, что такие люди редкость.

Эдна попросила дочку сварить нам кофе. Через несколько минут мы уже пили горячий кофе из маленьких красивых чашек и вели беседу. Эдна тогда сказала, что я первая из ее отдыхающих, кто узнал эту картину. В лучшем случае, у нее спрашивали, она ли изображена на этой картине. Действительно, сходство было заметным. Я легко смогла представить маленькую кареглазую Эдну, сидящую за столом. Уверена, что именно из-за этого сходства эта картина была любима этой семьей, поэтому и висела на видном месте.

Вот такая маленькая история, вот такая приятная встреча. А сейчас я хочу спросить у вас, и я даже уверена, что получу от вас утвердительный ответ. Вы все знаете картину "Девочка с персиками"? Мне кажется, что ее репродукцию видел каждый. Хотя охотно верю, что многие не знают кто изображен на картине, где она написана, даже кем она написана.

Чего я точно не знала, так это то, что эта одна из первых картин В.Серова и написал он ее, когда ему было всего 22 года. Именно эта работа в одночасье прославила юного мастера, а П.М.Третьяков, стоя перед картиной в год ее создания в 1887 году,  пророчески сказал: "Большая дорога лежит перед этим художником".

С картиной "Девочка с персиками" я знакома с самого детства. Моя мама, когда была молодая, вырезала из разных журналов репродукции картин, собирала статьи о художниках и картинах, а затем несла собранный материал в печатную мастерскую, где ей делали подшивку в виде книги-сборника. У нас дома их было несколько. Я так думаю, что с тех самых детских пор во мне живет любовь к живописи.

Я люблю не просто рассматривать картину, а знать информацию о ней, как она была написана, кто эти люди на картине. Я считаю, что только так можно прочувствовать картину, понять, что нам хотел сказать и показать художник. Мне это очень интересно.

И раз уж я сегодня говорю о "Девочке с персиками", то скажу несколько слов о героине картины. Это 13-летняя Верочка Мамонтова, дочь известного в те годы промышленника и мецената Саввы Мамонтова. В его имении Абрамцево (Сергиево-Посадский район Московской области) летом 1887 годы был написан портрет Веры.

Замечательный небольшой фильм в несколько минут об этой картине выложен на сайте Третьяковской галереи. Он первый в списке из четырех представленных. Рекомендую к просмотру все четыре. Налейте себе чашечку чая или кофе и насладитесь приятным просмотром.


В заключении хочу вернуться к теме московской выставки. Она и планировалась быть выставкой года, но интерес посетителей оказался настолько огромен и бьет рекорды посещаемости, что сроки окончания выставки неоднократно переносились, но 24 января выставка закроется окончательно. На афише, как на визитной карточке художника, мы видим самую узнаваемую и всенародно любимую картину русской живописи "Девочка с персиками".

Эта выставка уникальна тем, что здесь собрано около 250 работ художника, как живописных, так и графических, из разных музеев страны и зарубежья, а также частных коллекций. Повторится ли когда такое событие? Поэтому, рукодельницы-москвички и гости столицы, кто еще не посетил это мероприятие, обязательно сходите на выставку.

На выставке в Москве я не побывала, хотя я гостила в Москве несколько дней перед самым Новым годом. Приехала своими глазами посмотреть на нарядное и праздничное убранство столицы, прокатиться на коньках на модном "Катке - ГУМ" на Красной площади и на самом главном катке страны "ВДНХ".

Информация про московскую выставку В.Серова мне тогда не попалась на глаза, иначе я бы обязательно посетила ее во второй раз, потому что в первый раз я была на ней в июне прошлого года в Русском музее (корпус Бенуа) в Санкт-Петербурге. Я была в полном восторге! Если многие живописные работы В.Серова я знала по репродукциям, то большое количество великолепных графических работ, увиденных мною впервые, да еще и воочию, меня просто заворожило. Я так хотела их сфотографировать на память. Фотографировать в залах было категорически запрещено, но мне удалось сделать один снимок. Я пыталась сделать это незаметно, но тут же дама в почтенном возрасте, одна из хранительниц музея, тихонько мне постучала сзади по плечу со словами: "Фотографировать запрещено". Порядок есть порядок. На память у меня осталась одна работа с изображением А.С.Пушкина.


И вот парадокс. Единственной картины, которой не было на той выставке, была "Девочка с персиками". Все тогда сожалели, что ее не привезли из Москвы.

20.01.2016г. Неожиданное добавление к моей теме
Как я уже говорила, выставка была приурочена к 150-летию со дня рождения Валентина Серова. А день рождения его был вчера - 19 января. Накануне Президент РФ В.Путин посетил эту выставку. Небольшой сюжет из новостей:


Мне стало интересно, что за новое интернет-издание имел ввиду В.Путин. Уверена, что он готовился к посещению выставки, иначе откуда ему знать про этот фотомонтаж, который, на мой взгляд, не заслуживает особого внимания.
Фото из интернета

22.01.2016г. Добавление к теме
"Прорыв через дверь музея"
"Новость о сломанной двери буквально накрыла музей волной зрительского цунами"
"Девочка с персиками - практически русская Мона Лиза"

смотреть с 9-той минуты (с 9.37 мин)

23.01.2016г. Добавление к теме
"Выставку продлили на неделю"


Да, выставка В.Серова в Москве - настоящий культурный феномен!

38 комментариев:

  1. Спасибо за интересную историю и историю "Девочки с персиками"- тоже не знала, что это первая картина Серова и про дочь С. Мамонтова не знала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ана?! Приятно познакомиться! )))
      Безумна рада человеку, который каким-то невероятным образом зашел ко мне в гости из такого далека-далёка. )))
      Стыдно признаться, но я не знала до этой минуты таких названий, как Лансароте и Фуэртевентура. Пришлось срочно изучить вопрос с помощью интернета, посмотреть карту.
      Ну что, будем в ваших местах, обязательно обратимся к тебе за нетривиальной экскурсией. )))

      Удалить
    2. Ой, засмущали:)А мне очень понравилось название блога(именно так меня муж называет) - будем дружить на расстоянии?
      Обязательно приезжайте- тут очень красиво, а пейзажи, рассветы и закаты- достойны внимания:)

      Удалить
    3. Конечно, будем дружить!
      С особым трепетом я отношусь к людям, кто отмечает название моего блога, кому оно нравится.
      Я была уверена, что где-то, пусть даже далеко, живет еще одна белка в розовых очках. )))

      Удалить
  2. очень известная картина, в том числе благодаря телевидению и школьным учебникам. ее название и про Веру Мамонтову знала. а вот мой сын (11 лет) сказал, что не знает, что это за картина. нда... зато все про лего знает. ужас...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я не помню, чтобы в школе в мои годы учебы нас знакомили с картинами. Это какой же предмет был, какой учебник?
      Было время, когда я работала в школе бухгалтером, тогда я посещала по своему желанию (и это мне разрешалось, мы были в дружеских отношениях с учителем) некоторые уроки в старших классах по ... ?! Забыла как назывался тот предмет! В общем, там рассказывали о картинах, показывали диафильмы на эту тему. Какие приятные воспоминания... )))
      Интересно, сейчас есть подобный предмет в школах? Нужно же образовывать наше подрастающее поколение.

      Удалить
  3. Интерессный рассказ. Я очень далека от искусства, но картину видела( на картинках). Жалею что раньше не интересовалась, сейчас все интересно, но пока нет времени на все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, это хорошо, что сейчас тебе все интересно. И не жалей, что раньше не интересовалась, тогда было не время, оно пришло сейчас. Тем более у тебя подрастает дочка, такая эмоциональная и впечатлительная. Чувствую, что вас ожидают впереди интересные кружки по рисованию, пению, танцам. Настоящим принцессам, т.е. девочкам, без этого никак. )))

      Удалить
    2. Да, я точно наверстаю все с дочкой)))

      Удалить
  4. а я помню, что в школе по этой картине писали сочинение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сочинение по этой картине? ЗдОрово!
      И привет Лена! )))

      Удалить
  5. Картину знаю с детства. Моя бабушка считала, что художественное воспитание очень важно, поэтому с детства выписывала мне журнал Юный художник и держала в зоне моей доступности кучу альбомов репродукций.
    А нам так с мужем в Леонардо не повезло - приехали во Флоренцию, а его картины уехали на другие выставки. :-(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, какая мудрая у тебя бабушка. )))
      А мне повезло увидеть два творения Леонардо да Винчи прошлым июнем в Эрмитаже. Даже не знала, что они там представлены. Иду, смотрю толпа. Пробравшись сквозь нее, перед моим взором предстали две картины, две Мадонны с младенцами: Мадонна Бенуа и Мадонна Литта. Как же хорошо, что там можно было свободно фотографировать. У некоторых картин же еще и рамы шедевральные. Я и их фотографировала.

      Удалить
  6. Таня, вот ведь как, оказывается, у нас мало образованных туристов! ) Странно, что известную картину и не узнавали(. Наверное, следующее поколение ещё меньше знать будет(.
    Мне, кстати, тоже припоминается, что вроде мы писали небольшое сочинение по этой картине классе в 8.
    А ещё мне очень нравится эта серия книг про художников. У моей сестры в Ясногорске многие имеются и когда я приезжала туда с сыном, обязательно брала у неё частями и мы с сынулей днём в жару и перед сном читали и рассматривали их. Как своеобразный ритуал.
    Танюша, сегодня ради интереса сыну покажу твою тему и спрошу, узнаёт ли он картину и автора.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Крошка" сын домой пришёл и спросила мама, показывая, Таня, твоё фото кухни армян, где репродукция в раме на задней стене, ну т.е. где не очень хорошо видно что к чему без объснений. "Крошка" сын ответил, что это "Девушка с апельсинами" - я его исправила, что с персиками. На что он - ну с фруктами же)). Но автора Серова не вспомнил, хотя этот выпуск из серии книг про художников мы тоже с ним читали и смотрели.

      Удалить
    2. :-)))
      Будем надеяться, что твой крошка сын запомнил точное название картины и автора.
      Эта серия книг, на самом деле, такая огромная! У меня заканчивается на 30-й, но имеется еще и 79 (Серебрякова) и 80 (Муха).

      Удалить
  7. Таня, как приятно после водоворота шумных и долгих праздников окунуться в мир искусства. Так ненавязчиво и интересно переплетаются сюжеты о выставке и об Абхазии (ктати, удивительное место!) А мне кажется, что именно на уроках литературы мы знакомились с творениями не только поэтов и писателей, но и художников. И, как девушки уже отметили, писали сочинения. Пошла смотреть фильм о картине)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дина, рада, что тебе было приятно окунуться в мир искусства, оторвавшись от бесконечных бытовых дел. Надеюсь, что и фильмы тебе понравились, что из них ты узнала что-то новое.
      А ты отдыхала в Абхазии?

      Удалить
    2. Фильм понравился, спасибо! :) Да, отдыхала. Вернее, ездила к мужу , пока он там был в командировке во время военного конфликта 2008 г. Но это не помешало мне увидеть всю красоту и насладиться дарами Абхазии. Самые прекрасные воспоминания!

      Удалить
    3. Дина, я сейчас маленькое видео из новостей добавлю в тему, как В.Путин посетил эту выставку.
      Ох уж эти военные конфликты. До сих пор там стоят разрушенные и разбитые снарядами многоэтажки, страшное зрелище. Но видно, что Абхазия возрождается.
      А какая там красивая природа, какие горы, горные реки, какое море! Меня в этот раз восхитила поездка на озеро Рицца. Нужно было ехать вглубь на 43 км. Извилистая дорогая между высоченных кавказских гор, вдоль дороги бежит горная река. Кругом джунгли, как мне показалось. Мощные корявые деревья все увитые лианами, как в сказке. Я очень впечатлилась, но мне было немного страшно от всего. Это другая страна, я не чувствовала себя в безопасности, в конце концов было страшно, что кругом дремучий и бескрайний лес. Мне казалось, что за деревом мог сидеть медведь, а в кустах волк. Ха-ха-ха! В общем, меня немного преследовал животный страх.
      Как и купание в море на пляже в Абхазии. В тот день погода была ненастная, море штормило, были небольшие волны. Небо синее в облаках. Ух и ах! Стихия! Купаясь, прыгая на волнах, было драйвово и страшно. Я чувствовала себя беззащитной песчинкой...

      Удалить
    4. Да,Таня, выставка вообще нашумела в последние дни!Очень жаль, что не было возможности попасть в Москву в этот период...Да,природа абхазская поразила! И эвкалиптовая роща, там голова кругом идет от запаха! И оливковая роща, а заросли бамбука!Впервые видела такое количество бамбуковых диких деревьев ( не считая Никитского ботанического сада в Ялте, но здесь не то).И Рица впечатлила.Но больше всего я была в восторге от 6-часовой конной прогулки высоко в горах!.... А штормы в Абхазии знатные, Крым отдыхает.:)Но страшно не было)))

      Удалить
    5. О! Конная прогулка, да еще и 6-ти часовая, да еще высоко в горах! Вау!!! Конная прогулка - моя мечта! В тот раз что-то не сложилось, хотя мне очень хотелось.
      Ой, а сколько мы еще не успели посмотреть в Абхазии... Поэтому и узнавали цену за проживание. А вдруг! )))

      Удалить
    6. Девочки, конная 6-часовая прогулка без подготовки - это не в радость будет, поверьте, полчаса максимум, ну час от силы.
      Иначе неподготовленная мадам Жо.. потом не даст сделать ни шагу, если не отвалится сразу после слезания с лошади)))

      Удалить
    7. Ха-ха-ха, Наташа, дорогая! Ну спасибо тебе, дружище, что предупредила. )))
      Ну да, я же любитель-велосипедист и знаю по опыту, что когда открываешь в мае вело сезон, то "мадам Жо" особенно капризна и чувствительна. )))

      Удалить
    8. Ха-ха-ха, ой, не могу остановиться, хохочу! Представила, как бы мы с Сережей после 6-ти часовой конной прогулки взбирались на следующий день в Сочи на какой-нибудь очередной запланированный к посещению водопад. Мы бы не как всегда бегом и вприпрыжку, а чинно бы так шли, прихрамывая, походкой кавалериста. )))
      Но прокатиться на лошадке я все равно хочу.

      Удалить
  8. Таня, какой интересный рассказ! Про творчество Серова когда-то смотрела фильм, а теперь благодаря тебе освежила свою память:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инна, я рада, что тебе было интересно! )))
      Память нужно оживлять, а смотреть на уже знакомое с высоты прожитых лет тоже интересно.

      Удалить
  9. Спасибо, Танечка за чудесный пост и путешествие в мир прекрасного! Удивило, что многие отдыхающие принимали известную картину за портрет хозяйки, мне она знакома со школьных времен, ведь в советских учебниках по истории, литературе и русскому языку всегда печатались репродукции художников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Леночка дорогая, спасибо!
      И меня очень удивил тот факт. Вспомнился еще один случай незнания школьной программы, да и просто незнание таких основополагающих моментов.
      Было это лет так 10-15 назад, не помню уже. Еду в трамвае. Ко мне "клеится" один чувак не славянской национальности, просит познакомиться и хочет, чтобы я назвала свое имя. Я тогда ему говорю, что мое имя такое же, как у главной героини в произведении А.С.Пушкина "Евгений Онегин".
      Этот вопрос поставил чувака в ступор, он таращил глаза, не зная ответа. Все вокруг похахатывались! А я была в шоке! )))

      Леночка, как у тебя делишки? Я тебя потеряла. )))

      Удалить
    2. От души посмеялась, оказывается как просто и как сложно бывает познакомиться с девушкой)))
      В моей семье все по очереди болели (простуда одолела), но теперь всё позади, потихоньку буду возвращаться в блогожизнь.

      Удалить
    3. Казалось бы, такой простой вопрос поставил человека в тупик. )))
      Леночка, берегите себя, не болейте.

      Удалить
  10. Taнюша, спасибо большое за такой интересный и познавательный рассказ! Путешествовать вместе с тобой всегда увлекательно! Каждый раз открываю для себя что-то новое, вспоминаю, что позабылось. Для меня еще и возможность побывать на родине моих бабушек и дедушек, пусть виртуально, но все же... Танюш, спасибо тебе огромное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маруся, рада, что рассказ понравился, спасибо за добрые слова. )))
      А открывать для себя что-то новое - это замечательно! )))

      Удалить
  11. Таня, интересная история!
    А мы осенью в этом году как раз были в Абрамцево, и нам историю создания картины рассказывали, и картину показывали, и то окно, и стол, и фигурка слева за плечом девочки там тоже есть. вот фото https://fotki.yandex.ru/next/users/sbrodov-pavel/album/495739/view/1523972

    ОтветитьУдалить
  12. Танюш, с удовольствием второй день читаю твой блог)) Обнаружила, то мы почти в одно время были в Сочи, я чуток позже в начале ноября. Конечно у меня не было такого горного экстрима как у вас)) Я была впервые, и Абхазию тоже удалось посетить с дневной экскурсией...Мы тоже ехали на Риццу, но к сожвлению не смогли доехать, в горах выпал снег и дорогу закрыли. До сих пор общаюсь в девочкой-нашим экскурсоводом, она кстати живет в Гаграх....Если интересно, то о поездке я писала тут http://wwwbloggercomcreate-blogg-grinna.blogspot.ru/2015/11/blog-post_23.html и тут http://wwwbloggercomcreate-blogg-grinna.blogspot.ru/2015/11/blog-post_27.html
    Спасибо за просвещение в художественном мире))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Инночка, рада, что тебе интересно и познавательно у меня в гостях.
      Я сейчас сходила по твоим ссылкам и с огромным удовольствием виртуально прогулялась с тобой по Сочи и Абхазии. Спасибо! )))
      Желаю тебе повторить эту поездку и открыть для себя новые места и, конечно же, море. )))

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...